Славянская Языческая Община Велесье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Перепутье » Племена Восточных Славян


Племена Восточных Славян

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

ВЯтичи.
Вятичи — союз племен западнославянского происхождения ("от ляхов"), обитавший в VIII-XII веках на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской и Тульской областей - землях, где прежде проживали племена балтской, мощинской и финно-угорской дьяковской культур.
Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко, Вячеслав (вячий = великий). Этот корень, может быть, связывается по происхождению с морфемой «вен» и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).
Первое письменное упоминание о вятичах относится к 859 году.В IX-X веках вятичи выплачивали дань Хазарии. В 964 Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г, после чего сливаются с русичами. В XII века землю вятичей делят между собой Черниговское, Ростово-Суздальское и Рязанское княжества.
По религии вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский. Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Однако согласно летописным данным, вятичи клали кости умерших в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире Х-ХII вв. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.

0

2

ДулЕбы
Дулебы (не дулёбы) — союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

0

3

СеверЯне.
Северяне (север, севера) — восточно-славянский племенной союз, населявших территории Черниговской и Курской областей в VIII – начале IX вв. В археологии отождествляется с роменско-борщевской культурой
Происхождение названия севера до конца не выяснено. Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. История знает много примеров того, как завоеватели растворялись в местном населении, сохраняя свой этноним: франки среди галло-римлян, болгары среди славян. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера не было наиболее северным из славянских племён. В. В. Седов настаивает на скифско-сарматском происхождении названия, возводя к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов, который был основан легендарным князем Черным и княжной Черной.
Соседними племенами северян были вятичи на востоке, радимичи на севере, древляне и поляне на западе. К югу от северян не существовало устойчивых границ и постоянных соседей, и ареал северян в некоторые периоды доходил до Северского Донца.
От названия данного племени произошло название региона Северщина, Северская Украина и употреблявшийся еще в XVII—XVIII веках термин севрюки. Древнейшим и наиболее важным центром Северской земли был Чернигов. Впоследствии возникли Путивль, Курск и Новгород-Северский.
Существование племенного объединения северян как политической единицы прослеживается от VIII до XI века. В VIII и IX веках они вынуждены были платить дань хазарам, позже (882) были подчинены Олегом и были одним из основных племён, составивших Киевскую Русь. В 907 приняли участие в походе Олега на Царьград. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.
Последним упоминанием о северянах было летописное сообщение от 1024 года. Потомки северян вошли в состав русского и украинского народов.
В ходе археологических исследований обнаружены остатки многочисленных сельских поселений VIII—X веков. Северяне строили линии укрепленных (окруженных частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм. Жилищами северян были полуземлянки, углубленные в землю на 0,5-1,6 м. В жилище вели вырезанные в грунте ступеньки, нередко укрепленные деревом, в одном из углов размещалась печь. Пол жилища тщательно утрамбовывали, промазывали глиной или застилали досками.
Основными занятиями северян были земледелие, скотоводство и различные ремёсла.
Умерших сжигали и хоронили в курганах.

Отредактировано Станислав (2008-05-30 23:31:17)

0

4

СловЕне
Словене (ильменские словене) — восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. С учетом словенцев и Словении, словаков и Словакии история этнонима словене не может быть сведена только к Приильменью середины 1 тыс. до н. э. «Словен» в Иллирии в первое послепотопное время упоминают многие списки русских летописей, вторящие «Повести временных лет»

0

5

КривичИ
Кривичи — группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях Витебской, Могилевской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии . Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Сильная балтская примесь позволяет некоторым исследователям считать кривичей даже не славянами, а славянизированными балтами.
Что касается северо-восточных кривичей, то по мнению ведущего российского антрополога Т. Алексеевой, они, наряду с вятичами, "в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточнофинское население Волго-Окского междуречья".
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Беларусь), другая - с карпатским регионом.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш. Krievija). Западные кривичи создали Полоцк, а южные - Смоленск (Гнездово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.
Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).
После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, а также Вологодчина), где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры.
Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы - валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

0

6

Уличи
Уличи — восточнославянское племя, населявшее в период VIII—X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря. В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане. В «Повести временных лет» сказано, что «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.
К сожалению, до настоящего времени не получено достоверных археологических подтверждений самого факта существования уличей на указанных землях, хотя безуспешные попытки в этом направлении предпринимались советскими и украинскими учёными непрерывно начиная с 1960-х годов. В силу этого заслуживает определённого внимания гипотеза, которая базируется на том, что тиверцы и уличи упоминаются только в двух средневековых источниках — «Повести временных лет» и т. н. «Баварском Анониме». Согласно этой гипотезе, фрагмент текста «Повести» с перечислением племён, подвластных Киеву, является просто калькой текста «Анонима», а исходный текст был по сути ошибочной интерпретацией описания финно-угорских племён — тверских карел (tiverin) и угличей, полулегендарных основателей Углича, которые действительно обитали по-соседству.

0

7

ТИверцы
Тиверцы — восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Тиверцы впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века: «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
Основным занятием тиверцев было земледелие. На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения, на востоке — с так называемым Диким полем, которое всё больше наводняют кочевники тюрского и монгольского происхождения. Тиверцы принимали активное участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. После усиления феодальной раздробленности Руси к 12 веку тиверцам всё тяжелее защищать регион своего проживания от набегов печенегов и половцев. В результате основная их масса отходит к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и др.), которые связываются с летописными тиверцами. Городища — почти круглой формы укрепления диаметром около 80 метров, окружённые рвами глубиной около 4 метров и высокими валами. В городищах собрано множество предметов, идентичных с распространёнными среди жителей Киевской Руси, а частью явно завезённых из Киева.
В XIII—XIV веках остатки тиверцев сливаются с христианским полукочевым населением романского происхождения, но оставляют в его быте, языке и культуре заметные следы. Таким образом, появляются молдаване. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью украинского народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, Буковина) постепенно романизировалась.

Тем не менее, ряд учёных сомневается в том что тиверцы действительно сформировали здесь мощный союз, просуществовавший около трёх столетий. Определённого внимания заслуживает гипотеза, которая базируется на том, что тиверцы и уличи совместно упоминаются только в двух письменных средневековых источниках — «Повести временных лет» и т. н. «Баварском Анониме». Согласно этой гипотезе, фрагмент текста «Повести» с перечислением племён, подвластных Киеву, является просто калькой текста «Анонима», а исходный текст был по сути ошибочной интерпретацией описания финно-угорских племён — тверских карел (тиверин) и угличей, полулегендарных основателей Углича, которые, возможно, также обитали по-соседству.

0

8

ПолЯне
Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.
Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно преукрашено Нестором, как как монахом КИЕВО-Печёрской лавры
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
После захвата власти варягом Рюриком земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X века, именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

0

9

ДревлЯне
Древляне — славянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий (Овруч).
По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.
В 945 году при попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян, разгромив их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.
Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.

0

10

ДрЕговичи
Дреговичи (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне.
Скорее всего название происходит от древнеславянского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
При заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Под именем другувито дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.
Известны археологические памятники дреговичей IX-X веков: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Наиболее типичным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью.

0

11

РадИмичи
Радимичи — наименование союза племен западнославянского происхождения ("от рода ляхов", как гласит летопись Повесть Временных Лет), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область). Родственны вятичам. На севере граничили с землями кривичей. Мертвых сжигали и хоронили в курганах, которые датированы IX-X веками. В IX веке платили дань Хазарскому каганату, но уже в 885 присоединины князем Олегом к Киевской Руси.
В XII веке они освоили часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.
О балтском (юхновском) происхождении радимичей также говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-ХII вв. Только у двух племен - радимичей и вятичей - они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов.
Радимичи послужили ядром для образования белорусской народности.

0


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Перепутье » Племена Восточных Славян