Славянская Языческая Община Велесье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Информация о предыдущих праздниках » Осенины(Таусень) день осеннего солнцеворота в сентябре


Осенины(Таусень) день осеннего солнцеворота в сентябре

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Уряд обряда осеннего солнцеворота.

1) Зачинщикам обряда прибыть до наступления темноты на место проведения Осеннего солнцеворота (место рядом с рекой)
2) Лагерем встать, не менее двух костров хозяйственных ночь держать. Братчину вести. Трезвыми быть. Про уряд будущего дня говорить.

3) Зачинщикам, всем, что есть, принести затемно требы к чурам Пращуров, духам Леса, Поля и Воды, дабы не заблудился родянин, не утонул и на Земле крепко стоял будущий день.

4) Зачинщикам засветло, в день солнцестояния (21 сентября) собирать требищный костер у четырехгранного Записа. Встречать приходящий люд у чуров, вопрошать зачем пришел, чего ждет, на что надеется. Собирать за вход с каждого родянина по пирогу к божьему столу и горстью монет, также красным вином.

(Уряднику предупредить загодя всех собирающихся прийти на обряд, чтобы они захватили с собой пироги и красное вино. Для тех, у кого имеются проблемы с выпеканием пирогов, те их могут просто купить. Также каждому нужно подготовить дар Световиту, который будет принесен на его огонь - например, монеты (медные). Дар нужно подготовить за несколько дней (три-пять) и, по возможности, носить его с собой и заранее вложить в него свои просьбы-пожелания. Если это не сделано и дар подготовлен только перед началом обряда, то стоит подойти к одному из ведущих жрецов, они помогут быстрее зарядить дар наложением рук и развеять неуверенность).

5) Тем, кто ночь решил стоять - лагерем вставать, где урядник велит. У каждого костра старшему быть, от каждого костра дружиннику быть. Дружиннику повязку красную на плече иметь. Непорядок пресекать, надзор в лагере по совести творить.

6). Волхвам промеж родян разговор вести.
Смысл праздника - благодарность богам, в первую очередь богу-воину Света, всаднику прогоняющему Тьму, и прорицателю - лучезарному Световиту-Белобогу, за даденный в этом году урожай (итог делам), а также гадание об урожае (итоге дел) будущего года.

Таусень - диалектное название первого месяца осени. Таусень, Усень, Овсень, Осень. В этот день зачинается новый год, строятся новые планы, прорицается будущее.

7). Обряд зачинать после полудня. У основания четырехгранного столпа Записа установить чашу или на самом столпе укрепить рог, наполнив заранее вином до самых краев. При столпе иметь красное знамя, именуемое станицей и меч.

8) Родяне следуют из лагеря под бубны до Записа и становятся в коло вкруг столпа и костра. Жрецы становятся внутри Большого коло отдельно.
Если поблизости от места действия есть река и мост через нее, разыгрывается приход Таусеня. Переход природы из Лета в Осень. Процессия жрецов и волхвов, а за ними все общинники следуют через воображаемый мост, восклицая “Таусень пришел!”

Мост символизирует переход между Срединным и Вышним мирами, по которому ездеет конь Световита-Белобога (в скандинавской традиции Световит известен, как страж Радужного моста - белый ас Хеймдаль).
Если подходящего моста нет, то режут заранее 7 дощечки и мостят ими дорогу коню Белобога, заговаривая каждую, что она значит.

К запису для коня Свентовита подносят пук пшеницы, овса или ржи (в скандинавской Традиции на поле оставляют клок коню Одина или Хеймдалля-Рига).

9) Читается заговор на огонь, который посвящается Световиту-Белобогу, пламя тут же возжигается. При нем постоянно находится первый из жрецов для поддержания постоянного горения. Круговая чаша противосолонь, зачинаемая со Сварожича.

10) Очищается место проведения обряда и сами родяне. Родяне - омыванием огнем, по очереди выходя из коло и протягивая руки к огню. Второй из жрецов очерчивает кочергами или метлою обрядовый круг за спинами стоящих в коло и читает заговор. Ведущий (третий) жрец стоит среди двух коло и вещает о самом дне и светлой Арконе. Рассказывает он о Святогоре, который объезжает Мировой Столп (Мировое Древо, Мировую Ось, которую символизирует Запис Святовита)

"...В сентябре, в канун большого праздника урожая, верховный жрец Арконы собственноручно подметал жилище "бога богов" (Световита), задерживая при этом дыхание, дабы оно не осквернило святое место (каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма). В праздничный день поднимали пурпурный занавес, скрывавший статую Святовита, забивали жертвенный скот, в роге изобилия плескалось налитое год назад вино или мед.

Жрец, в красных одеждах, брал в руки рог , заглядывал в него и, в зависимости от того, сколько в нем уцелело содержимого, давал пророчество относительно будущего года. Затем он пригубливал вино во славу Святовита, выливал остаток к его стопам, наполнял рог молодым вином или медом, вновь пригубливал и возвращал рог на место. Святовитов рог с вином служил знамением тех сосудов, из которых небесные боги проливали на землю благотворные дожди. Усыхание напитка предвещало умаление дождей, а следовательно, засуху и бесплодие, и наоборот. Мифическое значение меда и вина используется и в других обрядах. Рог - символ рождения и изобилия, не только материального... “

11) Когда чаша обходит круг, представители всех общин, волхвы и жрецы из малого внутреннего коло подходят вплотную к Запису и внимательно осматривают чашу (рог), которая была заполнена вином. Если количество вина не уменьшилось, то это добрый знак. Результаты своего осмотра жрецы (волхвы) объявляют всем присутствующим (согласно расказанному только что).

12) После этого жрецы (волхвы) пригубливают вино из чаши (рога), остатки выливают к основанию Записа. В чашу (рог) наливают новое вино и устанавливают на прежнее место и приносятся дары Световиту-Белобогу на огонь монетами, собранными ранее (см. п. 4).

13) Всех родян, пришедших на обряд, просят подойти к обрядовому костру и принести в огонь особые личные дары Световиту-Белобогу.

14) К Запису приносятся на растянутом рушнике пироги, собранные с каждого родянина, так, что они образуют горку. Жрец, ведущий обряд, прячется за этим возвышением с пряниками и пирогами и трижды спрашивает у присутствующих.
- Видите ли меня?
Присутствующие ему трижды отвечают:
- Нет, не видим!

После этого жрец выходит из-за возвышения с пирогами и пряниками и слово обращает к Световиту-Белобогу.
(Если же присутствующие отвечают хотя бы раз, что видят жреца, то необходимо доложить пирогов, чтобы скрыть жреца за ними и запросить - “ А теперь видите?” Высокая гора пирогов - это признак будущего урожаяи успеха в делах, завершение удачей всех начинаний на любом поприще)

Великий Святовит на Четыре стороны смотрящий
Обрати зоркий взор свой
Услышь - благослови нас

Надели нас урожаем богатым
Животину приплодом славным
Защити детей наших от болей-лихоманок

Всели в сердца наши храбрость-ярость
В сердца недругов страх-неуверенность

Дай Девам - Женам нашим
Красоту да желанность, плодоносность

Старикам нашим, отцам-матерям
Счастье да радость, внуками гордость

Оружию нашему - силу Бури разящей
Прими дары наши не ради откупа
А ради Славы твоей! - Слава!

Снова приносятся дары на огонь, но уже пирогами с рушника.
“Народ, собравшийся у входа в храме Арконы, единодушно молил тем временем царя богов даровать в грядущем году еще лучший урожай и защиту от врагов. Из смолотого зерна, собранного по горсточке со всех жителей и паломников, в храме сооружался огромный круглый медовый пирог едва ли не в человеческий рост? который можно заменить грудой пирожков - чтобы каждый гость и общинник принес по пирожку.

Жрец, спрятавшись за ним, спрашивал людей, находящихся по другую сторону, видят ли они его. После неизменно положительного ответа он обращался к взиравшему на этот обряд Святовиту и умолял бога послать в следующем году урожай получше и зорко приглядывать за безопасностью и благополучием общины. Потом жрец благословлял всех от имени Святовита; на огонь возлагались жертвы, наполнялась вином пиршественная чаша.

Жрец брал ее зубами, без помощи рук лихо опорожнял и перебрасывал через голову. Там чашу ловили, вновь наполняли и подносили второму и затем - третьему жрецам. После этого чаша точно таким же образом пускалась по кругу. Когда она возвращалась к верховному жрецу, он еще раз благословлял всех присутствующих, и затем до наступления темноты продолжался пир, переходивший постепенно в пьяную оргию.

Остатки еды и посуда закапывались. По прошествии двенадцати месяцев этот ритуал в точности повторялся... Интересно, что магический обряд прятания за пирогом дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии, но уже как семейный, а не общинный. Во время зимних Святок отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих домочадцев, видно ли его из-за пирога. По пирогу гадают об урожае будущего года. В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского обряда. Роль древнего жреца выполнял священник, который становился за караваем и обращался к присутствующим в церкви прихожанам с вопросом, видят ли они его. “

15) Когда дары принесены, ведущий жрец приглашает всех на общий пир-игрище. Скатерти стелят недалече от Записа и обрядового костра На пиру первую чашу с вином поднимает жрец, ведущий обряд, благославляет пир, выпивает ее, захватывая чашу одними зубами, не касаясь ее руками - при этом пьющий до дна перекидывает чашу через себя - и так по кругу). То же самое делают все жрецы (волхвы), все участники, присутствующие на празднике по очереди, в зависимости от того, где они расположились за пиршественным столом.

Оставшиеся Световитовы пироги делятся между участниками, поскольку никто не знает, какой(чей) пирог ест - это приводит к единению всех собравшихся.
Груда пирогов также должна быть быть разбросана (разнесена) на все четыре стороны света вестникам богов - зверям и птицам.

16) По просьбе родян, жрецы проводят гадание на любой заданный вопрос родянами - да-нет. Такое гадание проводится тремя деревянными табличками, с одной стороны они окрашены в белый цвет, с другой в черный. Положительным ответом считается если не менее двух табличек упадут белыми сторонами вверх. Таблички бросаются в пепел у костра Свентовита-Белобога.

“Кроме гадания по поступи коня Свентовита, жрецы гадали по дощечкам: брали три дощечки, у которых одна сторона была белой , а другая - черной, и бросали их на землю. Если две падали белой стороной, это означало счастье и удачу, если черной - неудачу. Женщины при храме гадали по линиям в пепле на потухающих углях...”

17) После того, как обряд, пиршество и игрища закончены, и присутствующие на обряде разошлись к своим палаткам от Записа, последний уходящий от Записа ведущий жрец произносит подводит итог обряда, говорит заключительное слово, дабы его слово или мысль были последними на празднике.

Дополнение

Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Такое же изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г.
Саксон Грамматик**** пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природной защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей...

Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою...

В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги.

Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.

Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."

Итак, кумир бога Света - четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Святовиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита.

Вино было сладким, потому что на его терпкий запах слетались насекомые - свидетели верований утверждают, что кумир Белобога был облеплен мухами. Из-за этого его отождествляли с Вельзевулом. На самом деле речь идет только лишь о том, что требы приносились сладким, вероятно совершались возлияния непосредственно в уста кумира или они мазались жертвенным медом.

Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.

0

2

Спасибо! очень подробно.

0

3

Праздник удался в этом году на славу!  В этом году община Велесье справляла его возле восстановленного, после сожжения христианскими экстремистами, капища. Были новые люди, которые много слышали о праздниках, и решили сами поучаствовать.

Принесены были требы духам места, дабы благосклонны к нам были, после собрались люди добрые, почествовать Святовита - Воина, предков восславить славных, да в осень перейти. И возожгли в Его честь огонь священный, и призвали в помощь Пламя:

Батюшка Ты Царь Огонь...

И соединился Огонь земной и небесный, взвилось знамя Святовита, наполнился его рог пивом пенным, принесли мы дары щедрые Ему, пирогами, да сладостями. И стали мы призывать его:

Великий Святовит на Четыре стороны смотрящий
Обрати зоркий взор свой
Услышь - благослови нас

Надели нас урожаем богатым
Животину приплодом славным
Защити детей наших от болей-лихоманок

Всели в сердца наши храбрость-ярость
В сердца недругов страх-неуверенность

Дай Девам - Женам нашим
Красоту да желанность, плодоносность

Старикам нашим, отцам-матерям
Счастье да радость, внуками гордость

Оружию нашему - силу Бури разящей
Прими дары наши не ради откупа
А ради Славы твоей!  - Слава!

И пошла по кругу братина с напитком пенным, и прошла первый круг под рассказы о Великом воине, о славных предках наших и Арконе-граде великом. А на второй круг, воздали славы Святовиту и предков почтили. На третий круг, воздана слава была богам и предкам нашим Святорусским.

Притлел немного Пламень, и настала пора гаданий. И бросали мы жребий, а люд вопросы задавал свои. И даны были всем вопрошающим ответы. После же, пошли мосточек мостить, дабы в осень перейти. Дак как мостить? И позвали мы Овсеня, дабы он научил. И под песни (Вельмиры) быстро мосточек смостился. Взяли мы с собой лучшее, что было, а плохое позади оставили. От пламени святого огонька с собой взяли, и пошли через мосток. А у мостка стража поджидала, вопрошала кто пришел, да зачем... Но справился люд с вопросами, перешли все в осень.

А дороженька от мосточка дальше лежала, к капищу. Возжгли мы от захваченного с собой Огня святого, огонь капищный, и помянули там предков наших славных, да с собой на пир-гору позвали. Скатерть широкую под стягом Святовитовым растелили, ели, пили, о временах старины глубокой говорили. На том и завершили праздник. Восславил я богов наших, попрощался с ними, да место закрыл.

Фотографии с празднования http://foto.mail.ru/mail/krondmail/15

0


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Информация о предыдущих праздниках » Осенины(Таусень) день осеннего солнцеворота в сентябре