Славянская Языческая Община Велесье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Макошье 2008 г.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пятница  между 25 Паздерника(октября)  и 1 Груденя(ноября).

Придя  на место проведения праздника во славу Великой богини Макоши, (капище, или просто подготовленное место, для сего действа) Совершаются требы духам места. Идет обращение к Матери Земле

Гой еси Земля Мать Сырая
Мати нам еси родная!
Всех еси нас породила.
Зароди на все душа
на всякого проходящего и заходящего,
на калек и на нищих,
на братию имущую и не имущую.
Прости Мать-Сырая-Земля.
В чем досадили тебе!

Далее идет подготовка места проведения праздника. Заготавливаются дрова для возожжения обрядового Огня, подбирается древо Великой богини(Осина) для возложения треб богине, и подвязывания лент на счастье. Возле сего древа, происходит принесение  требы  Макоши. 

Вокруг  дерева  ведущий обряд жрица, волхв отчерчивает  круг (обережный ров) ритуальным ножом и с помошниками выстраивает небольшой мостик по которому заходят в круг участники обряда. Каждый из участников входя в круг, заносит требу и передаёт ведущему обряд(жрецу, волхву) который складывает дары богине перед деревом.   

Произносится заговор на  Оберег места:

Чур-Чурило стар-перестар!

Ты сиди-сиди, посиживай,

Ты гляди-гляди, поглядывай,

Ты ходи-ходи, похаживай,

Да от нас отваживай!

Участники обряда  становятся  лицом к  осине,  перед  которым жрица, волхв  возжигает  священный огонь. 
Речется заговор на Огонь

Огонь - Батюшка, Славы Государь,
Славы Государь, Огонь - Батюшка!
Распери крыла, во сто зол - зола,
Во сто зол - зала, распери крыла!
Обожги перо, во сто крат - добро,
Во сто крат - добро, опали перо!
По долу Огня - оберег меня,
Оберег меня - по долу Огня!

После возгорания  Огня,  заговора  на оберег места,  речётся зачин обрядный:

Возаблагослови Трояне

По чести – закону стати

В мире да воли избрати

Обрядиво доброе начати!

Потом славление:

На межех, на цветущих лугах

Со словом Велесовым на устах,

Приди, мать Мокошь,

Пособи в страдной поре стояти!

Во-поле - копнами,

На гумне - стогами,

В клети - закромами,

В доме - пирогами!

Хлеба собрати!

Далее  перед древом Макоши жрица, волхв откапывает обрядным ножом небольшую ямку, и складывает туда занесённую общинниками требу (клубок нитей, мёд, хлеб), которые заранее были освещены:

Освящение треб:

Свята  Макошья  треба святи - освящайся!

От Земли до Неба святи - освящайся!

От соли до хлеба - святи-освящайся!

Да пребуди лепа - святи-освящайся!

Слава  Макоши! Участники обряда троекратно повторяют: Слава!

После  освящения  ямка закапывается, жрица, волхв наливает в рог вина и подносит богине. После наполняет братину (деревянную  чашу) обрядовым напитком(вином, пивом). Совершается круговая  братина, во время которой участники,  отпивая  глоток,  приговаривают пожелание Макоши, благодарят за урожай. Женщины, участвующие в обряде, просят плодоносности, хорошей удачи, защиты, и покровительства у Матери – Богини.

Людей, стоящих в коло обсыпают зерном со словами:

Матушка-Макошь,
Приди на нашу ниву
На блины-пироги!
Избави нас от маяты,
Всяку беду отведи,
Наше житье освяти!

(Необходимое к обряду: зерно, каравай, вино красное, рушники)

Пускают чашу (красное вино) с внешнего круга во внутренний через средний (по спирали) противосолонь. Следом идет каравай. Девушки и женщины выходят во внутренний круг, и зачинают обрядовую песнь.

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж я сеяла, я сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,
Чоботами приколачивала:
Расти, расти мой лен,
Расти, расти зеленой,
Ты удайся, лен беленьким,
Ты удайся, лен долгеньким! – а, что, (имя), взошел лен? – взошел, пора полоть!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж полола я, полола ленок,
Уж я поля приговаривала,
Чоботами приколачивала:
Расти, расти мой лен,
Расти, расти зеленой,
Ты удайся, лен беленьким,
Ты удайся , лен долгеньким! – а не поспел ли ленок? – поспел, пора собирать!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж таская приговаривала,
Чоботами приколачивала:
Дерись, дерись мой лен,
Дерись, дерись зеленой
Ты удайся, лен беленьким,
Ты удайся, лен долгеньким! – пора мочить? – пора!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж мочила я, мочила ленок,
Уж моча да, приговаривала
Чоботами приколачивала:
Мочись, мочись мой лен,
Мочись, мочись зеленой,
Ты удайся, лен беленьким,
Ты удайся, лен долгеньким! – ну что, девки, будем сушить? – обязательно!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж я стлала сушиться ленок,
Уж я стлала, приговаривала
Чоботами приколачивала:
Стелись, сушись мой лен,
Стелись, сушись зеленой,
Ты удайся, лен беленьким,
Ты удайся, лен долгеньким! – пора трепать? – пора!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж я мяла, трепала ленок,
Уж трепала, приговаривала,
Чоботами приколачивала:
Ты мнись, ты мнись мой лен,
Трепись, трепись зеленой,
Ты удайся, мой беленький,
Ты удайся, мой долгенький! – (имя), будем чесать? – а то!

Лен зеленой, при горе, при крутой!
Уж чесала я, чесала ленок...
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж белила-стелила ленок,
Уж я шила, я шила ленок,
Уж ношу, я ношу свой ленок,
Уж ношу я, приговариваю:
Чоботами приколачиваю:
Носись, носись мой ленок,
Носись, носись мой ленок,
Ты удался мой беленьким,
Ты удался мой долгеньким!

Под завершение песни(на последнем куплете), жрица обходит коло изнутри ведя льняную нить от участника к участнику обряда, как бы связывая ей коло, покуда она не замкнется.

Когда нить сомкнулась, жрица стоящая внутри кола спрашивает:

Жрица - А что скажите, люди добрые, крепка ли нить?
Народ -  Крепка!
Жрица - А что скажете, люди добрые, длинна  ли нить?
Народ Длинна!
Жрица - А для кого ж, люди добрые вы нить эту спели?
Женщины - Для шитья.
Жрица - а кому шить?
Женщины - Детям, да мужьям.

Жрица - Слава Макоши!
Народ - Слава!

Жрица Макоши забирает нить, скатывает в клубок со словами:
И пусть на следующий год эта нить будет длиннее, ровнее и белее! И да поможет нам в этом Макошь!

Клубок закапывается жрицей подле древа Макоши.

Далее приходит время "Замыкания Неба". Жрица Макоши обращается Макошью, а жрец Сварога внимает Сварогу.

Макошь(жрица) выходит со связкой ключей в круг и обращается к Сварогу(жрецу):

Макошь - Батюшка Сварог! (3 раза)

Сварог - Да Матушка Макошь (кланяется)

Макошь - Здравия тебе!

Сварог - И тебе здравия доброго богиня-Мать!

- Ходила я по белу свету, по полям, по лесам, гляжу, а листва-то уж чахнет… Солнышко ясное чуть светит, змейки да мушки уж позатаились, спать на зиму примостились.

Сварого - Да уж Матушка, пришел черед нам Врата в Сваргу-Ирий небесный до времени закрыть.

Макошь - Так запирай, Сварог батюшка! Ключи-то при тебе?

Сварог - Ключи-то у меня есть, с весны храню. И Ворота Сварги-Ирия небесного крепко закрою! Да одно тревожит меня, матушка… А не осталось ли на земле птичек что в Сваргу-Ирий летят?

Макошь - Да вот все те птички что летят (показывает на девушек).

Сварог - Ну тогда подожду покуда последняя улетит. Как улетит, так ворота и запру.

Пока идут переговоры, все женщины потихоньку собираются вместе, в одну кучку, сговариваются, и производят обрядовое игровое действие "Гуси-лебеди". Жрица созывает "птичек" (участниц праздника). По ходу действия кого-то из гусят (участниц) ловят волки(мужская половина участников). Под предводительством жрицы птицы освобождают пойманного гусенка.

После окончания игрового обряда с прощальными песнями все участники подкидывают вверх печенье в виде птиц (если есть живые птицы, то их выпускают), провожая Предков, и Светлых Богов в Ирий. Сварог замыкает Небо и передаёт ключи Макоши.

Завершение обряда

Совместное с участниками обращение-моление к Макоши:

Макош Матушка, Мать Небесная Богородица,
Пошли нам удачу без татей и плачу!
Дай здравия чадам великим и младым!
Девицам – замуж!
Молодкам – желанность!
Детушек полон дом
Да богатых хором!
И ныне и присно и от круга до круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди.

По кругу пускается братина с хмельным напитком. На завершение, когда братина прошла по кругу, ведущие объявляют народу: А теперь, люди добрые, со славу Макоши – веселье и гульба!

Позавершению обряда, по знаку ведущего, участники покидают священный круг, и подле него производится обрядовая трапеза, во время которой жрец, жрица или волхв ведущий обряд, рассказывает о Макоши. Матушка Макошь (Мокошь) – Великая Мать-Прародительница и Старшая Рожаница, Пряха Небесная, прядущая Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего, Которой помогают две Богини-Потворницы: Доля и Недоля (Среча и Несреча, Живена и Морена).

Согласно славянским сказкам, спрядённые Ими нити образуют на чудесном Полотне Судеб Всемирья дивные узоры, истинное значение которых трудно разгадать даже мудрейшим из людей… В основные функции Макоши входит создание протяжённости (пространства, времени, жизни, рода, семьи, всего, что имеет продолжение и состоит из череды сходных элементов) и воля её разрывать. Ведает Макошь судьбою, держа в руках нити жизни отдельных людей, и целых народов. Ткет богиня - пряха узор судьбы их. 

После пира начинаются игрища, народ постепенно расходится. Жрецы закрывают место.

0

2

Фотоотчет с прошедшего праздника Макошья

http://foto.mail.ru/mail/krondmail/27

0