Славянская Языческая Община Велесье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Практики в традиции » "Техники" проведения обрядов


"Техники" проведения обрядов

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Я, Григорий Якутовский, в языческом сообществе больше известный как ВСЕСЛАВ СВЯТОЗАР-ЧАРОДЕЙ, предлагаю свой опыт на вкус и цвет товарищей нет и пробуйте по-моему и по своему.

СЦЕНАРИЙ (можно и "уряд"). В сценарии должна быть "задача" для участников и "сверх-задача" для богов.
Участники должны увлечься, зажечься, забыть с чем пришли и стать частью единого целого. Народом, родом, общиной - как пойдёт. Главное, не остаться зрителем и критиком, а то плохо будет. У меня некоторые "получали по мозгам" или "по глазам": падали в обморок или слепли на краткое время.
РЕПЕТИЦИИ. Должно быть уж никак не менее трёх.
Первая - читаешь сценарий и смотришь как поняли.
Вторая - читаешь и распределяешь роли, слова написанные на бумаге, "разводишь мезансцены" - ты из того угла, ты сюда, ты туда. Шпарь по шпаргалке и ничего небоись.
Третья - все слова должны быть наизусть, без "шпор", движения на автоматизме. "Прогон"!
ОБРЯД (ДЕЙСТВО). Исполнители как на "прогоне" : всё в лучшем виде делают, а главный (кто сценарист и режиссёр) выбирает момент и импровизирует, поскольку ему роли со словами не писаны и мезансцены не заданы.
Иначе будет "шоу" ("дешоу"), а не обряд и не таинство.
Это и есть "СВЕРХЗАДАЧА". То есть "как боги, духи и предки повелят". Моя практика показывает, что при такой "технике" эти самые существа как раз на контакт и выходят и "ведущему обряд" дают и слова стихами или, точнее сказать,  ритмизированной прозой, и голос для пения и мотив, и пальцы сами на свирель ложатся и ноги в пляс пускаются.
В качестве особого правила настаиваю - случайных людей не брать. Кто на репетициях не был - в другой раз, товорисч, приходи. А сейчас ты "не в теме".
И непременно "насухую": алкоголь - средство хорошее. если нужно "сломать лёд недоверия", но и только. При обрядах есть другой "кайф", а он с алкоголем не уживается.
Хау, я всё сказал.
ВСЕСЛАВ

0

2

Интересно было бы попробовать. Затея неплохая. По сути ролевка, но глубже.
Обряды проводил и ранее. Многое действительно на импровизе строилось. Как боги укажут. По сути во время обряда намекать людям приходилось, что им делать и как. Но в целом работало. По формуле: "Повторяй за мной", или "а сейчас все вместе...".
До репетиций не доходило... Но подобная идея в свое время плавала... Вот только этично ли это? Или достаточно перед обрядом распределиться и разъяснить, кто где и как?

Кстати об урядах... В свое время, пару раз сказали о неправильности в некоторых вещах. Мол де здесь потворник должен, а здесь вот так... Хорошо бы вывесить здесь уряды, да попытаться разобрать их. Вот к примеру, что зде может быть не так?

Заклички Весны

По нашему представлению закличек должно быть три, но с этим можно и поспорить.
Первую закличку Весны лучше всего проводить 8 марта. За последние 100 лет мы уже привыкли, что это женский праздник и праздник весны. Но ведь праздник заклички Весны - это в первую очередь женский праздник, потому что женщины являются носителями плодородия и они являются основными действующими лицами в обряде заклички Весны. На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать; крупы разные - холм кормить. Для трапезы припасают хлеба, пироги, блины, сложную кашу, яйца, молочные продукты (творог, сыр, молоко), пиво-квас.

Обрядовые действа на первую закличку весны

1. Гнать зиму: зиму гонят кочергой, из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”
2. Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Иногда в качестве обрядового используют живое деревце.
3. Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
4. Весну греть - костёр с соломы.
5. В традиционной культуре пение воспринимается как действие, обладающее огромной силой - и созидательной и разрушительной - в зависимости от того, на что оно направлено, произведено ли с соблюдением правил и т.п. Сила и энергия поющего голоса всегда была действенным инструментом славянской магии и широко применялась в весенних обрядах.
6. Хороводные игры типа “Просо”, “Бояре”, “Дрёма” (см. “Песни братчины”).
7. Качели на досочке - для девушек.
8. А для мужчин игра в “крёгли” - что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли - небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, - и соревнуются, кто перебьёт (выбьет) палкой больше крёглей у другой команды.

Заклички

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. Астрологи утверждают, что весеннее равноденствие и с ним начало астрономического года приходится где-то на 22 марта (этот срок определяется по Солнцу на каждый год по-новому). Мы читаем равноденствие дословно: день равен ночи, т.е. от восхода до заката Солнца 12 часов времени (сколько и от заката до восхода). Это происходит примерно 18 марта. В 2002 году Равноденствие совпало с началом Великого поста (17 марта - Прощёное воскресение, конец Масленицы).
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.
Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!

По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.

На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам, грачам.
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули

Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…

На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!

Третья закличка на Благовещенье**. Вербохлёст. Ляльник. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!

Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!

Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.

0

3

Рад. Счастлив.
Не поленись, читай, что писано.
Если хочешь "ролевуху" - получай!
Закличь весны в конце февраля. Так приято у славян.
На склонах гор и овражьих склонах. Где снег уже тает.
В марте ВЕСНА так и так настанет. По крайнёй мёре у нас в широтах.

Не спорю, люблю поупражняться в глупых вещах.
Знания и уменях.
Но тему затеял про ТРАДИЦИЮ.
Фольк (лор) - не традиция,
а последнее её бытование. Остатки сладки. Подонки тонки. Жижа понижа.
Опирайся на итуицию. Не на "женское начало" и "кончало", а на телепатию.
Что не отменяет знаний и навыков.
Халтурить  не надо!
Без репетиций - халтура! Мы давно не народ и ни хрена в нас ничего и никак от предков.
Для хотя бы обычной в духе Стан-и-Слав-С-кого "веры в предлагаемые обстоятельства" нужно сначала кастинг а потом сто раз по башке.
А потом с ними только так: сценарий, режиссура, репетиция, кто не доволен - в шею!

0

4

Прошу прощения, под моим именем в этой теме выступал Пересвет :D

Пересвет пишет:

Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. Астрологи утверждают, что весеннее равноденствие и с ним начало астрономического года приходится где-то на 22 марта (этот срок определяется по Солнцу на каждый год по-новому). Мы читаем равноденствие дословно: день равен ночи, т.е. от восхода до заката Солнца 12 часов времени (сколько и от заката до восхода). Это происходит примерно 18 марта. В 2002 году Равноденствие совпало с началом Великого поста (17 марта - Прощёное воскресение, конец Масленицы).

Всеслав пишет:

Закличь весны в конце февраля. Так приято у славян.

В этом же году сам Пересвет проводил заклички через неделю (на следующих выходных) после Комоедицы. (Ну и я сама так до сих пор думала).

Когда ж они наступают?

0

5

"Закликать", а точнее "загукать" - значит производить магическое действие через нечто типа "мантры".
Особый протяжный звук (гук) идёт в конце каждой строфы.

Весна бывает "календарная", "астрономическая" и на самом деле. Формально - 1 марта весна.
Астрономически - 20 марта (равноденствие).
В разных районах исторической Руси реальная весна в разные недели, а то и месяцы.

Символический (магический) приход весны - прилёт жаворонков. Но и жаворонки прилетают в разные широты в разное время, поскольку их гнёзда на земле и надо чтобы земля оттаяла.
Она и в конкретном месте оттаивает каждый год по разному.
Весна бывает "ранняя", "поздняя", "дружная" и наоборот...

Существует "грубое суеверие", что солнце не взойдёт, а весна не придёт если по этому поводу не поколдовать.
Вряд ли стоит повторять это сейчас.
А что касается сроков? Надо наблюдать приметы (особая статья) и когда приход "реальной весны" обозначится, то испольнить "закличь" так сказать для полного счастья.
Ускорить чуть-чуть - да можно. Это вполне в компетенции мага-волхва или некой группы колдующих.

По этому году так: закликать можно уже в середине февраля. Глобальное потепление. Жаворонки прилетают обычно в первые числа марта (по прежним временам 9 марта), это и считалось "русский языческий новый год".

0

6

WSESLAW написал(а):

По этому году так: закликать можно уже в середине февраля. Глобальное потепление. Жаворонки прилетают обычно в первые числа марта (по прежним временам 9 марта), это и считалось "русский языческий новый год".

Мне всегда думалось, что праздники проходят не по погоде, а по солнцу.  :)  (ну иногда по луне).
По поводу "Русского нового года", думаю можно избрать любую кологодную точку. Мнений здесь много. Не зря же говорят "сколько лет"! Позднее стали говорить: сколько зим. Но вот допустим сколько весен, встречается реже. А сколько осенин, не слышал никогда.
9-го марта, собственно пролетье. Но оно не означает новый год. А был ли вообще новый год у славян? И так ли представлялось время, как его сейчас понимают?

0

7

Пётр Первый.
   Указ ''О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА''
   7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:
   
"Известно ему, великому государю, стало -- не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята -- все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.
   
Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет -- то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.
   
И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы -- собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же".

0

8

Верно, считать года (возраст) принто было не всегда.
Как сравнительно поздно в качестве отмечаемой даты стал использоваться "деньрождень".

Одно время я совсем дошёл до ручки, почти превратился в язычника в городе.
Потом в рамки более менее вошёл.

Но Новый ггод категрически игнорирую и день рожденья тоже. И всем советую...

0

9

Велеслав пишет:

Новый год категрически игнорирую и день рожденья тоже. И всем советую...

По поводу дня варенья. Есть день имянаречения (не путать с хрюсовскими крестинами!!!), день зачатия и день появления на свет. (На празднования дня смерти времени при жизни уже не оставалось....). Какие из них имели значение в славянской традиции?

По сути месяцы били сбиты всевозможными и невозможными реформами; были сбиты соответственно и дни.

0

10

Ни разу и нигде не читал и не слышал, чтобы дни имянаречения или зачатия отмечались общинно. По логике - это вообще нелепо с точки зрения тогдашнего понимания личности.

0

11

А если говорить не об общинных празлниках, а о том какие дни человек вспоминал из своей жизни.  Про день зачатия я наверно загнула, а про имянаречение - наверняка нет.

0

12

WSESLAW написал(а):

Ни разу и нигде не читал и не слышал, чтобы дни имянаречения или зачатия отмечались общинно. По логике - это вообще нелепо с точки зрения тогдашнего понимания личности.

Насчет дней имярека, ты прав пожалуй. А вот день зачатия, совсем иной вопрос!
Отмечались, и дошло это до наших дней, кстати через христины... Без них бы может и забыли бы. А в целом от традиции края или области.

0

13

***

0

14

Мы тут сделали обряд типа "закликания", но в качестве основного действия плясали по очереди, выбивая сложные ритмы.
У белорусов весну могут и "затанцовывать". Было это в среду на позапрошлой неделе (конец января)
С следущего дня в Москве как потеплеет...
Хотя мы весну не звали. Мы происли удачи и здоровья.
Может это там "наверху" напутали?

0

15

WSESLAW написал(а):

Мы тут сделали обряд типа "закликания", но в качестве основного действия плясали по очереди, выбивая сложные ритмы.
У белорусов весну могут и "затанцовывать". Было это в среду на позапрошлой неделе (конец января)
С следущего дня в Москве как потеплеет...
Хотя мы весну не звали. Мы происли удачи и здоровья.
Может это там "наверху" напутали?

Думаю "наверху напутали"... А по большему счету, с обрядами не шутят...

0


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Практики в традиции » "Техники" проведения обрядов