Интересно было бы попробовать. Затея неплохая. По сути ролевка, но глубже.
Обряды проводил и ранее. Многое действительно на импровизе строилось. Как боги укажут. По сути во время обряда намекать людям приходилось, что им делать и как. Но в целом работало. По формуле: "Повторяй за мной", или "а сейчас все вместе...".
До репетиций не доходило... Но подобная идея в свое время плавала... Вот только этично ли это? Или достаточно перед обрядом распределиться и разъяснить, кто где и как?
Кстати об урядах... В свое время, пару раз сказали о неправильности в некоторых вещах. Мол де здесь потворник должен, а здесь вот так... Хорошо бы вывесить здесь уряды, да попытаться разобрать их. Вот к примеру, что зде может быть не так?
Заклички Весны
По нашему представлению закличек должно быть три, но с этим можно и поспорить.
Первую закличку Весны лучше всего проводить 8 марта. За последние 100 лет мы уже привыкли, что это женский праздник и праздник весны. Но ведь праздник заклички Весны - это в первую очередь женский праздник, потому что женщины являются носителями плодородия и они являются основными действующими лицами в обряде заклички Весны. На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать; крупы разные - холм кормить. Для трапезы припасают хлеба, пироги, блины, сложную кашу, яйца, молочные продукты (творог, сыр, молоко), пиво-квас.
Обрядовые действа на первую закличку весны
1. Гнать зиму: зиму гонят кочергой, из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”
2. Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Иногда в качестве обрядового используют живое деревце.
3. Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
4. Весну греть - костёр с соломы.
5. В традиционной культуре пение воспринимается как действие, обладающее огромной силой - и созидательной и разрушительной - в зависимости от того, на что оно направлено, произведено ли с соблюдением правил и т.п. Сила и энергия поющего голоса всегда была действенным инструментом славянской магии и широко применялась в весенних обрядах.
6. Хороводные игры типа “Просо”, “Бояре”, “Дрёма” (см. “Песни братчины”).
7. Качели на досочке - для девушек.
8. А для мужчин игра в “крёгли” - что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли - небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, - и соревнуются, кто перебьёт (выбьет) палкой больше крёглей у другой команды.
Заклички
Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу
Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.
Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!
Вторую закличку Весны, или праздник Лели, или Жаворонки отмечаем на весеннее равноденствие. Астрологи утверждают, что весеннее равноденствие и с ним начало астрономического года приходится где-то на 22 марта (этот срок определяется по Солнцу на каждый год по-новому). Мы читаем равноденствие дословно: день равен ночи, т.е. от восхода до заката Солнца 12 часов времени (сколько и от заката до восхода). Это происходит примерно 18 марта. В 2002 году Равноденствие совпало с началом Великого поста (17 марта - Прощёное воскресение, конец Масленицы).
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.
Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам, грачам.
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…
На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
Третья закличка на Благовещенье**. Вербохлёст. Ляльник. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.