Славянская Языческая Община Велесье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Практики в традиции » Славянские текстильные обрядовые куклы.


Славянские текстильные обрядовые куклы.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Славянские текстильные обрядовые куклы.

В традиционно-бытовой материальной культуре славянских народов особое место принадлежит текстильным куклам.

Тряпичные куклы бытовали как обрядовые предметы, которые относятся в основном к женской магии, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания. Так, например, древнейшей моделью семи или девяти Небес, сохранившейся до наших дней, являлась кукла Пеленашка, где есть ось, на которую наматывалось 7-9 слоев ткани. Она представляет собой славянскую модель мира. А двойные куклы Козьма и Демьян отражают космогонические представления славян мифа о близнецах, имеющем место во многих индоевропейских космогонических системах.

Тряпичные обрядовые куклы изготавливали только женщины. Они поэтому относятся к женской продуцирующей, очистительной и защитной бытовой магии. Обрядовые куклы бытовали как медитативные предметы во время ритуала.

Они наделялись совершенно реальной особой силой при помощи определённых воздействий. Эту силу кукла приобретала и в результате наделения её силой веры женщины. Женщина делала её не бездумно. Женщина делала куклу, эмоционально настроившись, неистово веря в силу сделанного. Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода. Женщина делающая обрядовую куклу сосредоточена на хорошо сформулированной проблеме. Она эмоционально настроена. Читает заговор.

Славянская традиция предусматривает обязательное правило сразу сделать правильно ритуальный предмет, в том числе и куклу. Обрядовые куклы очень просты в изготовлении, доступны материалы, и предполагается, что их делали не прерываясь. Основные текстильные обрядовые предметы рушники, обрядовая одежда служили иногда нескольким поколениям. Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Поэтому они служили только определенное время. Их, когда они выполнили свое назначение, уничтожали в огне, топили в воде, закапывали в земле, превращали в утилитарные предметы или в игрушки для детей. Только некоторые хранили долго. Текстильные обрядовые куклы в основном посвящены женским божествам.

Пожалуй, сейчас известны только три мужские куклы Андропушко, Кузьма и Демьян, крестец.

Тряпичные обрядовые куклы изготавливались к семейным и календарным обрядам. Кукла в семейных обрядах служила для выравнивания психо-энергетического поля семьи. Она изготавливалась в пределах собственного дома. Изначально была напитана энергией семьи, рода.

Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

Обрядовая текстильная кукла представляет собой несложную конструкцию из основы и полосок ткани. Помимо наиболее распространенных одиночных обрядовых кукол, изготавливались также парные куклы, и даже многопредметные композиции текстильных обрядовых кукол.

Обрядовые текстильные куклы делались в размер ладони, пальцев, в размер руки до локтя. Так, куклы Трясовицы были размером с мизинец, а Кумоха - высотой в указательный палец. Кукла, которую повитуха клала на свадьбе невесте на колени, делалась размером в полено.

Картина мира наших предков представляет нам пространство дома как живое, одухотворенное. Между людьми, живущими в доме, и духом дома шел диалог. Часто через кукол. Ритуальную куклу, на которую наговорено заклинание, славяне тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место в избе, ставили в красный угол, прятали в сундук, клали в приданое. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от темных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол. В красном углу всю зиму обычно стоит кукла Крупеничка, которая хранит силу урожая. Чтобы сохранить мир в доме хозяйка после ссоры выметает символически специальной куклой ссору из дома. Третьи из них могли менять своё место нахождения. Обычно хранимые в избе, такие куклы в определённые моменты обряда меняли место (Малая масленица хранилась в красном углу, но во время масленичной недели выставлялась на окно). К таким куклам относится и тряпичная кукла Куватка, которую за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала в колыбель, чтобы кукла согрела её. После рождения ребёнка её вешали над кроваткой и считали, что она отгоняет злую силу.

Очень многие современные психологи в своих работах обращают внимание на проблему формулирования своих намерений. Осознанное и хорошо сформулированное желание, превращается в намерение, которое двигает и направляет на правильный путь и современного человека. И в нашей жизни стоит обратиться к опыту предыдущих поколений, использовать их опыт использования обрядовых кукол в качестве медитативных предметов. Только в разговоре с куклой человек оказывается равен самому себе, только ей он может раскрыть свою душу.

0

2

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.

Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.

Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.

Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

0

3

Куколка моя!

   "Кукла - царь игрушка". Справедливость этого суждения подтверждена многовековой историей, хотя теперь, с позиции дня современного, кажется, что роль куклы в жизни ребенка значительно уменьшилась. Споры о великом значении или же вреде куклы, не смолкали на протяжении трех последних веков, а отзвуки их слышны и поныне.
   Если мальчик в своих играх с многочисленными машинками вовсе не нуждается в героях-человечках, это уже заслуживает внимания. Такие игры - первый признак нездоровья ситуации.
    Игры девочек более социальны. Однако если в игре - главные герои только животные, а куклы избегаются или отвергаются, это тоже должно вызвать беспокойство.
    Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. Лишить ребенка игрушки - это то же, что учить его плавать без рук. Кукла в игре занимает центральное место, т.к. позволяет малышу понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п.
    В игротерапии центральной игрушкой является Бо-Бо, - это мягкая набивная кукла без лица, фактически мальчик для битья.
    "Быть для битья" по большому счету - судьба любой куклы. Ребенок любит класть куклу спать, - как ни просто это действие, осуществляется оно неспроста. Это попытка компенсации собственных неприятных переживаний… Куклу можно заставлять есть суп, ругать за грязную одежду, наказывать...

    И это не единственное важное назначение куклы. Другое ее древнейшее назначение - воплощать надежду. С куклой ребенок проигрывает возможные будущие ситуации, примеривает различные социальные роли. Старинные обереговые, урожайные, венчальные куклы возможно уже и не применяются, однако настроения, которым они служили, живы. Неистребим, вероятно, и пупс на капоте свадебной машины.
   
   Сейчас популярны авторскиекуклы и модно их коллекционирование, собирание, существуют целые галереи таких баснословно дорогих, роскошных кукол. Кукольного в этих куклах - одно название, ведь они лишились главного - способности решать детские проблемы.
    Именно с этих позиций куклы должны быть дешевыми, не хрупкими, не слишком большими. Большие игрушки, в том числе и мягкие могут испугать малыша, показать ему его собственную малость, незначительность, слабость, к тому же ими нельзя играть.

    Куклы должны иметь добрые человеческие лица, при этом лицо куклы должно быть универсально, кукла с лицом Петра Первого - уже не кукла. Кстати, модный сейчас реализм в производстве кукол, как, например младенцы со сморщенными лицами, только мешает свободной игре фантазии ребенка. Такой пупс - только младенец, он, а не ребенок определяет сюжет игры.

   Вообще ребенку свойственно играть с игрушками-детенышами, а не с взрослыми персонажами, любой ребенок предпочтет тигренка - тигру, т.к. ему легко перевоплощаться, вживаться в образ такой игрушки, и кукла, поэтому тоже должна быть чаще всего маленькой девочкой.

   Это утверждение не исключает значения Барби, однако, Барби - лишь этап и на наш взгляд не всегда необходимый. Уроки конкуренции и потребления и без того, достаточно частое явление в жизни ребенка
    Впрочем Барби - это особая тема. В архиве журнала "Игра и дети" есть интересная статья в защиту Барби - "девушки-у-которой-все-хорошо".
   "Так уж сложилось, что в печати о Барби принято говорить «или плохо, или ничего». Впервые я это поняла, когда в ходе интервью корреспондент задала мне вопрос, как я отношусь к кукле Барби, и быстро свернула разговор, услышав, что к Барби я отношусь хорошо, как и дети. Такой ответ ее не устраивал и потому не интересовал. Нужно было говорить, что эта кукла не наша, ценности она несет нам чужие, детям все это вредно и Маруся лучше.
   Но вопрос заставил задуматься и позднее, сколько ни пыталась я предложить психолого-педагогическим изданиям материал о Барби, все отказывались. Так что психолого-педагогическая общественность решительно против куклы.
   «Подсудимой» предъявлено два главных обвинения:

- слишком много у нее вещей (слишком обеспеченная, богатая)

- слишком оформленное у нее тело, из чего вытекает ее «бездушность».
Елена Соловьева
Полностью статья на сайте http://www.i-deti.ru/archive/2002/2/Solov.html. Она безусловно заслуживает внимания. Аргументы, приведенные в ней, справедливы, но у нас есть один серьезный контраргумент. Несмотря на все преимущества, количество игр с Барби очень ограничено. Барби определяет характер игры, она (то, что за ней стоит) оказывается сильнее ребенка. Говоря словами Жванецкого: "В ней все, чтобы потреблять... И ничего, чтобы думать".

0


Вы здесь » Славянская Языческая Община Велесье » Практики в традиции » Славянские текстильные обрядовые куклы.